Хорошо там, где мы есть! (siv2203) wrote,
Хорошо там, где мы есть!
siv2203

Послетрековый Непал 2012- часть 1 и некоторые подробности из Читвана

Надо, в конце концов, добить уже этот отчет. Уже новая поездка на носу, а я еще с этим ковыряюсь...

1 апреля

Первого апреля мы прилетели из Луклы в Катманду. Наш самолет уже в восемь утра был в доместике. Взяли такси до Тамеля за 350 рупий (предварительно послав на... таксистов, которые хотели нас везти за 500 и 600 рупий). Желания селиться в наш старый гестхаус за 15 долларов за дабл на одну ночь у нас почему-то не возникло (нас взбесили вечно серые простыни, но у них всегда есть горячая вода - большой плюс заведению). Мы решили поэкспериментировать и присмотреть что-нибудь иное. А вдруг?

Оставили Толика в любимом кафе пить кофе, и разбирать свежую утреннюю почту, и с Таней вдвоем побежали по Тамельским окрестностям в поисках недорогого и приличного жилья. Отметили про себя, что за те дни, что мы отсутствовали на треке, народу в Тамеле поприбавилось. Зашли в парочку фешенебельных отелей, узнать, что по чем - а нам в ответ: Все занято!
Так покружив с часик, мы снова пришли в наш любимый закуток с цветочками и маленькими гестхаусами.
Обойдя всё и вся мы убедились, что везде занято и мест на одну ночь нигде нет. А если и были, то не дешевле и не чище предыдущих.

И тут нам подвернулся хостел - соседний с нашим бывшим гестхаусом. Цены какие-то смешнючие (при все том же сером белье) - 400 рупий за одноместную комнату и 600 рупий за двухместную (5 долларов и 7 долларов). Мы решили, что на одну ночь за две комнаты 12 долларов -  это даже очень классно. И побежали за Толиком и рюкзаками. Толян нас ждал как никогда - рядом с кафе была музыкальная лавка, в которой звучало бесконечное Ом мани падме хум... (а мне, кстати, нравится...)

Перетащили вещи в хостел, и снова пошли в Тамельские лабиринты - искать где бы купить билет на автобус в Читван. А информацию, откуда эти автобусы каждое утро стартуют мы вытянули из мальчишечки с ресепшен, который скромно предложил билеты в два раза дороже. Мальчик выдал всю нужную нам информацию, показал на карте точку старта, и вежливо, языком Эзопа был послав в ж...у.
Мы пошли по следу, нашли остановку автобусов - она была пуста, все автобусы уезжают рано утром. В районе остановки нашли агентство по продаже билетов, где цена была адекватной и подходящей нашим карманам.
Ну вот и славно, теперь можно расслабиться до вечера и пойти гулять.

Сначала мы решили посмотреть площадь Дурбар в Катманду - там много пагод и всякой старины.

Дурбар, переводится дворцовая, значит там будут и дворцы.

Говорят, что в одном из них живет живая богиня Кумари - девочка, которую выбирают каждый раз, когда у предыдущей наступает половое созревание. Этого ребенка вывозят наружу только раз в году, а все остальное время она сидит во дворце, куда приходят поиграть с нею детишки из нужных семей.

Есть легенда, что та девушка, которая в детстве была богиней Кумари, потом никогда не выходила замуж -  не было смысла - все мужики умирали от брака с нею. Говорят, что теперь легенда не работает, и побывать Кумари очень даже престижно - по окончании срока богини получают неплохое выходное пособие...

Слегка поблукав (и это нормально), мы вышли на площадь Дурбар. Меня абсолютно не впечатлило. Все как-то ветхо, мрачно и загажено - в общем на любителя.

На входе стояла будка, для сбора податей. С белых иностранцев хотели по 160 рупий. Мы внимательно прочитали стоимость, отморозились и прошли бесплатно. В прошлом году везде платили за осмотр достопримечательностей, а в этот раз поняли, что эти деньги уходят куда-то в другое место, реставрация, похоже, не проводится. Так зачем платить?

Мы прошлись по Дурбар-скверу, пофотографировали голубей, коих там несметное количество и отправились  искать такси в Боднатх - к ступе.

Больше всего в Катманду я любю Боднатх, там очень спокойно и душевно. Очень хотелось поселиться в каком-нибудь монастыре, но нас снова затянул в свои сети Тамель - все необходимые покупки совершаются в Тамеле и в нем много гостиниц, в отличии от Боднатха. В следующий раз я точно буду жить у ступы - все необходимое для треков у нас есть, а за мелочами можно один раз смотаться на такси.

Так вот, Боднатх. Это большой храмовый комплекс на окраине Катманду. Огромная ступа белого цвета, возвышается посредине комплекса. Вокруг ступы расположились тибетские монастыри разных школ и направлений. Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо. Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы.

Она окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня.

Вокруг всего этого сооружения ведет дорожка, по которой кружит несметное количество паломников, пришедших сюда со всех уголков Азии. Но больше всего тибетцев.

Есть даже "ортодоксальные", которые проходят кору каждый раз опускаясь на землю и поднимаясь, пройдя пару шагов, снова опускаясь на землю. Кора вокруг ступы идет по часовой стрелке.

Когда мы приехали в Боднатх, было около полудня, солнце палило нещадно. Таксист нас высадил по таксистской традиции у главных ворот (где нужно платить за вход 200 рупий).
Мы развернулись и пошли дальше, завернули в один из проулков - прохода не было. Зато рядом были лавки, в которых был сквозной проход к ступе. Мы снова бесплатно по-жигаснки проскочили туда, куда нам было нужно.
Прошлись немного и почувствовали непреодолимую тягу выпить холодного пива.
Подняв головы и устремив свои взгляды ввысь, мы увидели на крышах отельчиков и ресторанчиков массу зонтиков, которые возвещали нам о вкусной еде, прохладном ветерке и, конечно же, пиве.
Оккупировали один из столиков на крышной террасе в каком-то ресторанчике, заказали прохладительных напитков и вкусностей в соусе карри, и осталось только созерцать - ступа была на уровне наших глаз.
Пива в тот день почему-то было все время мало, а жара стояла больше тридцати градусов.

Мы долго сидели на крыше ресторана, пока к нам не подсели два пожилых француза. Они практически не говорили на английском, а мы не говорили на французском. Но беседа у нас лилась рекой. Какие-то обрывки слов, фраз, что-то все-таки всплывало из французских песен Джо Дассена. Вместе помурлыкали его Les Champs-Élysées.

Вот так необычно и мило мы провели остаток обеда в Катманду, с легким налетом французского флера.
Распрощавшись с французами, мы спустились вниз к ступе и подключились к массе паломников, кружащих вокруг ступы. То ли пиво так на меня подействовало, то ли я влилась в поток молитв и силы. Мне было ТАК хорошо кружить там, среди буддистов, туристов, монахов и праздно шатающихся. Абсолютное состояние счастья.

Мы пробыли в Боднатхе до того времени, пока солнце не начало клониться к закату. Голуби кружили у мандалы, над нами каждые полчаса пролетали огромные лайнеры.

Звуки колокольчиков, бормотание молитв, наша усталость - все слилось в один ритм, и поток энергии не хотел отпускать нас обратно в Тамель.

Но нужно ехать, завтра утром ранний подъем и поездка в Читван.
Мы снова взяли такси в Тамель, по пути водитель врубил что-то индийско-непальское, в котором все время проскальзывали наш мат. Это нам очень понравилось, мы подпевали и пританцовывали попами на заднем сидении. На такой радостной ноте вернулись в хостел. Горячая вода закончилась - система солнечных батарей работает только тогда, когда есть солнце и мало постояльцев в гостинице. Постояльцев было много - нам горячей воды не досталось. Мы с визгом приняли холодный душ, собрали рюкзаки с вещами, которые собирались оставить в хостеле, забронировали у них, на всякий случай, комнаты на те дни, когда мы вернемся из Читвана, и улеглись спать.

Про Читван я уже написала здесь

Но там все написано чинно и благородно - все-таки статья для интернет-журнала.
Распишу несколько подробностей.

Переезд из Катманду в Читван...
Полтора часа мы выезжали из Катманду: останавливались на каких-то полустанках, подбирали людей. Так же как в наших электричках, в автобусы на остановках заходят дети, продающие чипсы. Я все время ждала бабулек с газетами...
На выезде из Катманду слегка постояли в тянучке - там блокпост и многих проверяют. После Катманду скорость увеличилась, но не намного - серпантин, по которому снуют грузовики. А дороги в Непале не такой ширины как у нас, уже. Разъезжаются габаритные автомобили, автобусы и грузовики, можно сказать, впритирку. Но меня это уже не впечатлило, в прошлом году попереживала, когда ехали из Покхары в Катманду.

Где-то через час, после того, как мы выехали из Катманду, автобус остановился на дозаправку пассажиров. Это у них традиция такая: у дороги стоит кучка едален, туда привозят туристов и простых пассажиров (всех), они там на полчаса выходят размять кости. Т. к. люди в ажиотаже покупают что бы пожрать, то вас, как бы автоматически засасывает в этот водоворот жрачки и питья, и ты сам не понимаешь, когда купил и съел какую-нибудь гадость. Так было в прошлый раз. Теперь - нет. Мы перекусили купленными заранее в Катманду бананами. Кстати, бананы в Непале растут, и они очень вкусные. У нас такие называются Королевские, их тоже продают, но по каким-то баснословным деньгам. А в едальне купили запечатанные чипсы (Ксюша, не думай обо мне плохо - мама не ест чипсы, мама просто очень кушать хотела...)
После того, как пассажиры оправились и подзаправились, мы снова тронулись в путь. Дорога все время вела вдоль ущелья, справа от нас вилась речка Сун-Коси. Люди приезжают в эти места за рафтингом.
Проехав еще с час, мы уперлись в огромную пробку. Затор был конкретный, когда, где и по какой причине он образовался, было неизвестно. Поэтому, когда мы дальше двинемся в путь, было тоже неизвестно. Наш план приехать в Читван к обеду рушился на глазах. Мы долго сидели в автобусе с открытыми окнами. Нервничать просто не было сил: просто тупо смотрели на весь этот непальский бардак и отсутствие логики, и ждали, когда же закончится безобразие. Некоторые малолитражки пытались протиснуться и проскочить, судя по тому, что навстречу нам иногда выруливали смельчаки на маленьких автомобильчиках, кому-то это удавалось. Но мы то едем в автобусе!
Ниже на фото везут козла на крыше автобуса...

Так мы просидели в пробке часа полтора. Наконец, что-то изменилось в дорожной обстановке, и мы стали потихоньку продвигаться. Я думала, что вот-вот увижу страшную картину разбитых машин и лужи крови. Или, например, грузовики, сваленные кучей в кювет. А из-за чего еще может произойти такой затор? Проехав несколько километров пробки, мы так и не обнаружили причину нашей задержки! Скорее всего, это было нормальное непальское раздолбайство: какой-нибудь идиот неправильно развернулся, или другой такой же не захотел пропустить, и пошло-поехало…
Вот как-то так мы потихоньку двинулись дальше, потом была развилка: наша дорога вела на юг прочь из гор, а другая в Покхару, но нам туда не и нужно. Проехав еще какое-то время, мы снова попали в тянучку из автобусов и грузовиков. Оказывается, мы подъехали к городу Нараянгарх. И пока не доплелись до объездной, разогнаться несчастному автобусу никак не получалось. Температура воздуха изменилась, стало жарко и душно. Мы приближались к джунглям. Короче, еще через час мы прибыли на место – в село Саураха.

Подробности из Читвана
Как мы искали жилье...
Ну я же хотела чтобы было дешево и круто. А так не бывает.
Поэтому сначала были просмотры каких-то дорогущих комнат по 1100 рупий за ночь за дабл (это всего лишь 13 долларов). Но когда попадаешь в Непал, где есть и дешевле, жаба душит платить дороже. И уже забываешь о том, что это отдых, что нужно только лучшее для себя любимых, пускай и дороже.
Потом нашли дабл по 500 рупий, вроде ничего, но Танин номер был в другом крыле, ей было тоскливо, а вместе в трехместный она не хотела...
Потом мы обошли кучу дорогих отелей, поругались, Толик уже готов был меня убить. Короче его волевым решением мы пошли обратно в тот, что по 500 рупий, и за забором увидели еще один отель. Там были те же 500 рупий, только за трехместный номер. И он был  даже ничего...
Поселились в итоге в трехместном - у Раджа.
Названия гостиниц у меня в голове совершенно не задерживаются (представляете, да? сколько мы их обошли...)
Кстати, жили мы не втором, а вчетвером - с гекконом...

Как мы хотели искупаться на слонах, и нам крутили мозги...
Когда Радж предложил нам полный пакет услуг, в нем значилось:
Проживание с питанием, билеты на автобус обратно в Катманду и четыре экскурсии: прогулка по реке на каноэ, пешая вылазка в джунгли, душ на слоне и сафари на слоне. Нас все устроило, хотя мы отказались от ужинов в гостинице - ходили гулять по вечерам по местному Бродвею и ели в ресторанчиках.
Косяки были следующие - нам обещали 2 часа на каноэ - плыли мы ровно час. Высадившись на берег, спросили у гида, чего так мало - он отмазался тем, что будет далеко идти обратно через джунгли. Но мы про себя отметили, что надо бы с Раджа спросить, почему два часа превратились в один.
Потом, после джунглей мы проходили мимо купающихся слонов и туристов на слонах, и опять гид морозился, что, мол, ланч и все дела. Когда же мы все-таки поймали Раджа и спросили когда будет наше купание, он ответил Толику: Не переживай - Будет. А зеленый гид вставил свои пять копеек о том, что мы не хотели купаться на слоне. Этот гадёныш переиначил мой вопрос, заданный ему по пути: Как же купаться в одежде или без? Типа мы ж сменку не взяли. Он решил, что мы не хотим мочить одежду. Пришлось послать гида в ... и общение ограничить с одним более-менее адекватным Раджем. Меня все время мучали сомнения, я окончательно себя почувствовала обманутой. Толик был уверен в Радже на 100%. У меня такой уверенности не было, поэтому я ныла: Все, вот так пройдет вся жизнь, и я останусь некупанной на слоне. Здесь близко граница с Индией, и все местные похожи на индийцев, а индийцы часто кидают, и так далее и тому подобное.
Я это все пишу по требованию Толика, он считает, что я не справедливо отнеслась к Раджу. А я все равно уверена, что если бы я не ныла, и Толян от моего нытья не настаивал на купании - нифига бы мы не искупались!
Но в шесть часов вечера нас все-таки искупали. Слон сопротивлялся, как мог. Ему хотелось спать, а не мыться. Он рычал...

Я все равно на него залезла. Страшновато было конечно, он же рычал. Но я же больше всех ныла, что хочу этого аттракциона. Что ж я теперь скажу, что уже не хочу? Нет, я девушка трусливая, но принципиальная!

Купание состоялось.

4 апреля
Утром нас на джипе отвезли на автобус, который повез обратно - все те же восемь часов. После пыльной дороги селиться в хостел с холодной водой не хотелось. Забрали свои вещи, отменили бронь комнаты и пошли обратно все в тот же Kathmandu Peace Guest House, с серыми простынями и горячей водой. Нам оставалось еще 4 дня до отлета домой. Кошмар - куда себя деть???
До похода в горах нам пришла идея отправить себе и своим друзьям и близким открытки. Мы собрали адреса тех, кому уйдут письма счастья, купили заранее пачку открыток, подписали их и пошли на почту. Там сидели две тёти, которые продали нам марки, приняли у нас открытки и сказали, что не ждите их раньше месяца. Ждем до сих пор...

Вместо предисловия - Мой Эверест
9. Вниз, вниз, вниз

Tags: ebc, Боднатх, Катманду, Непал, путешествие

• Сгоревшие лампочки

Конкретно залипла на этой песне. Особенно на третей завершающей части - впадаю в транс, на фоне жары за окном меня просто крутит в этих трех…

• Жить в твоей голове

Нет слов...

• Земфира и К

К - племянники близняшки, которые успели за время ее пути немножечко подрасти. Песня классная!

promo siv2203 ноябрь 7, 2013 15:01 31
Недавно я написала отчет о наших затратах в путешествии по французским (а ранее по швейцарским) Альпам. И у многих возник один и тот же вопрос: Как оно в сравнении с Гималаями? Я ответила вкратце, но хотелось бы развернуть эту тему чуть пошире. Я уже год назад писала свои сравнительные…